Японский меч - символ самурайской культуры.

Японский меч (нихонто) на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии. 

Японский меч (нихонто) на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии.  Ранние документальные памятники истории " Записи о делах древности"/Кодзики 712 г. и "Анналы Японии"/Нихонги 720 г., повествующие о сотворении японских островов, содержат неоднократные упоминания о мече. Неистовый бог Сусаноо, победив восьмиглавого змея Ямато-но Ороти, извлёк из его хвоста знаменитый меч, известный как "Меч клубящихся облаков" – драгоценность, подаренная солнечной богине Аматерасу Омиками. Принц Ямато-дакэ, посланный усмирить в двенадцати землях Восточной стороны аборигенов – эбису, окруженный врагами в землях Овари, при помощи этого меча смог отвратить от себя неминуемую гибель, скосив окружающую его горящую траву. После этого меч получил новое имя – "Косящий траву"/Кусанаги. Со временем он стал одной из трёх священных регалий/сансю-но дзинки (наравне с зеркалом/ята-но кагами и драгоценным яшмовым ожерельем/ясакани-но магатама), обладание которыми определяло легитимность правления японского монарха.      Нередко  самурайские мечи  выступали в роли подношения храму, награды вассалу за преданную службу, дара официальным лицам и т.п. Наделяя военачальника полномочиями, император передавал ему меч (сэтто), подтверждающий статус главнокомандующего. "У императора был сын, Ямато Такэру, превосходивший всех могучей силой и твердым духом. На него и пал выбор возглавить войско… Принцесса Ицуки, жрица, вручила ему меч и сказала: «Береги сей меч, не забывай почитать его!»" ("Повесть о доме Тайра"/Хэйкэ Моногатари, свиток одиннадцатый, 12 глава (Меч), в переводе И.Львовой). Храмовой святыней (синтай/"тело бога"), в которой, как считается, обитает божество – ками, по сегодняшний день нередко является меч. Рай Дзё повествует, что Нитта Ёсисада, посетив храм Хиэ, поднёс богам драгоценный меч и помолился об успехе ("Вольная (неофициальная) история Японии"/Нихон Гайси, книга VI, Нитта, в переводе В.М.Мендрина). В трудах по истории  японского меча  можно встретить такие строки: "… в сентябре третьего года эры Мандзи он подписал принесенный в жертву храму Касуга-дзиндзя вакидзаси своим именем" (Токуно Кадзуо, "Большое кузнечное обозрение"/Токо Тайкан, с. 405). Известный художник Тайсо Ёситоси (1839 – 1892) запечатлел в своих работах полководца Ёсисада близ Камакура в 1333 году в тот момент, когда он погружал свой меч в морскую пучину, совершая тем самым обряд подношения богам. Меч мог быть вручён вассалу за его преданную службу, наследнику. Такие дары передавались в семьях из поколения в поколение: "… С этими словами он передал Масацура пожалованный когда-то Масасигэ императором драгоценный меч и, простившись, расстался с ним" (Рай Дзё, Нихон Гайси, книга V, Кусуноки).   

1 (4).jpg

Работа Тайсо Ёситоси (1839 – 1892). Подношение меча (сирадзая-но тати) полководцем Нитта Ёсисада солнечной богине Аматерасу Омиками в ходе осады Камакура в 1333 г.

     Искусство изготовления японского меча воспринималось как сакральное действо. Упоминая этот процесс, британский исследователь и коллекционер Эдвард Гилберстон (1813 – 1904) писал: "…кузнец облачался в свои церемониальные одежды и надевал высокую шапку эбоси, в то время как через его кузницу уже была натянута симэнава, или соломенная веревка, с подвешенными к ней гохэй, которые должны были отпугивать злых духов и притягивать добрых. Нам даже рассказывают, что, когда Мунэтика выковывал меч и его оставил подмастерье, на землю спустился бог Инарисама и помог ему в критический момент". 

2 (2).jpg

Работа  Огата Гэкко (1859 – 1920). Кузнец Мунэтика и богиня Инари.

     С течением времени меч стал не только средством ведения боя, но и объектом почитания и восхищения. Ф.Бринкли (1841 – 1912) писал: "Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания".      В период Муромати (1392 – 1572 гг.) наравне с мечом, оправа которого предполагала ношение у пояса на перевязи лезвием вниз – тати, воины стали использовать меч иной конструкции, при которой он носился за поясом лезвием вверх – катана. Благодаря своей функциональности это оружие японских самураев получило заслуженное признание. С усилением роли пехоты и постепенным снижением эффективности больших конных соединений (разгром коалицией Ода и Токугава войск Такеда Кацуёри в битве при Нагасино в 1575 г. продемонстрировал мощь нового огнестрельного оружия), мечи тати, будучи, в первую очередь, орудием всадника, стали использоваться реже, а мечи катана получили признание не только рядовых воинов, но и высокопоставленных самураев.        Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси) – в феодальной Японии периода XVI – XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана и более короткого меча вакидзаси. Данная традиция берет свое начало в XVI в. и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).      Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечом, в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.      В относительно мирный период правления сегунов Токугава страну не потрясали как прежде военные столкновения между коалициями разного политического толка, а все локальные конфликты своевременно пресекались центральными властями в Эдо. В это время произошло окончательное становление самурайской догматики в том виде, в котором она просуществовала вплоть до упразднения сословных делений японского общества во второй половине XIX в. Однако, несмотря на то, что практическое применение меча было ограничено в указанный период, а самураи стали в большей мере исполнять функции чиновников, статус меча как символа воинской доблести и служения своему сюзерену не ставился под сомнение. Искусство оружейников, создававших меч, было окружено уважением и почтением, как и на протяжении предыдущих столетий. 

3.jpg

Работа  Тайсо Ёситоси (1839 – 1892). Сэндзаки Ягоро Нориясу (Кандзаки Ёгоро Нориясу).

      С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи (Муцухито) в 1868 году, самурайское сословие постепенно стало терять свое исключительное положение в обществе.        В 1876 г. отдельным указом Дадзёкан (высшего государственного органа при императорском дворе) "Хайто-Рэй" было запрещено ношение мечей гражданскими лицами, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. "Ужасным потрясением стал запрет появляться в общественных местах с мечами, без чего жизнь попросту не имела смысла" ("Император Мэйдзи и его Япония". А.Н.Мещеряков, с. 342). Это ограничение стало критическим моментом в череде реформ (запрета на ношение самурайской причёски, отмены самурайских пенсий и иных привилегий), явившихся причиной антиправительственных выступлений самураев (в Кумамото 24 октября 1876 года; в Фукуока 26 октября 1876 года; самураев Сацума во главе с Сайго Такамори, окончательно разбитых в сентябре 1877 г. императорскими войсками при Сирояма). Вместе с тем японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не отошла от оружейного ремесла и продолжила работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.       С усилением в первой половине XX века роли военных кругов после длительного периода европеизации страны правящий режим Императорской Японии обратил внимание на воинские традиции прошлого. Интерес к мечам, которые стали табельным оружием офицеров императорской армии (сингунто/син-гунто) и военно-морского флота Японии (кайгунто/кай-гунто), способствовал тому, что впервые после 1876 года спрос на изделия кузнецов вновь вырос.     В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей. После его снятия японские оружейники продолжили свою практику.       Сегодня тати, катана, вакидзаси, танто благодаря стойкому интересу к восточной культуре, являются известными примерами исторического оружия, которое можно видеть не только в музейных экспозициях, но и в многочисленных антикварных магазинах и салонах. Там в обилии представлено японское холодное оружие и каждый может  купить настоящий меч катана . Став обладателем такого предмета как самурайский меч  и одновременно его хранителем, каждый обязан сохранять и оберегать его.

Популярные статьи

Подпишитесь на рассылку

Мы отправляем один раз в месяц новые поступления

Позвонить
Написать