"Японские кузнецы-оружейники Сакакура-Сэки Масатоси"

Статья опубликована в сборнике трудов XI Международной научно-практической конференции "Война и оружие. Новые исследования и материалы". 2023 г. Санк-Петербург.


Толстых А.В. Историк, искусствовед, эксперт в области японского оружейного искусства.

"Японские кузнецы-оружейники Сакакура-Сэки Масатоси"

Российские музейные собрания и частные коллекции насчитывают немалое количество произведений японских кузнечных мастеров, созданных в разные эпохи, что является материальным свидетельством истории взаимоотношений двух государств, как в мирный период, так и на этапе военного противостояния. Однако при наличии достаточного объёма общих сведений о японском оружии для музейных специалистов и коллекционеров в исследовательской деятельности могут возникать затруднения, связанные с отсутствием систематизированных данных относительно некоторых значимых имён в области японского оружейного искусства не только в российских, но и в иностранных источниках. К таким примерам следует отнести кузнецов Сакакура-Сэки Масатоси (坂倉関正利) из провинции Мино, информация о которых даже в японских источниках немногочисленна и разрозненна.

Провинция Мино на протяжении многих веков выступала в качестве одного из главных оружейных центров Японии, в котором создавались высококачественные клинки. Одним из кузнечных сообществ Мино, ставшим частью единой школы Сэки, были оружейники из местечка Сакакура. Сегодня эту группу кузнецов принято именовать собирательным термином «Сакакура-Сэки» (坂倉関). «Место под названием Сакакура – это современное Сакакура – посёлок Сакахоги уезда Камо префектуры Гифу. Если поставить точку в районе города Сэки, то Сакакура будет располагаться к юго-востоку от него на границе с провинцией Овари»1.

Сакакура на карте.jpg

Ил.1. Территория провинции Мино на карте Японии. населенные пункты Сэки, Акасака и Сакакура в Мино. Генеалогия кузнецов Масатоси

Топоним «Сакакура» в японских источниках встречается в трёх иероглифических вариациях: 「坂倉」 «Сакакура», 「酒倉」 «Сакакура» и 「酒蔵」 «Сакакура», – что вероятно связано с разным его написанием в отдельные исторические периоды. Известный специалист в области японских мечей доктор Токуно Кадзуо (1933 – 2002) в крупном исследовательском труде «Большое обозрение мечей из Мино» (Мино-то Тайкан) высказал предположение, что в слове «Сакакура», записанном иероглифами「坂倉」, осуществлено замещение первого символа наименования「酒」, то есть, использован иной иероглиф с тем же произношением. Относительно происхождения кузнецов Сакакура доктор Токуно сообщает, что их корни следует искать в кузнечном объединении Сима, представители которого переехали из местечка Кояма в Сакакура, обосновавшись там окончательно. Успешно осуществлять свою деятельность в рамках концепции местной кузнечной гильдии по массовому производству и активному сбыту клинкового оружия как в Мино, так и за пределами провинции, представителям Сакакура-Сэки позволила близость к крупной водной магистрали – полноводной реке Кисо и важной сухопутной артерии страны – «Восточному горному тракту» (Тосандо).

Сакакура. Фото.jpg

Ил.2. Япония. Префектура Гифу. Река Кисо у поселка Сакахоги - исторические земли, где жили и работали кузнецы Сакакура-Сэки

Что касается основоположника Сакакура-Сэки, то согласно генеалогии кузнецов провинции Мино, представленной в 1796 году, 8-й год эры Кансэй, в многотомном сочинении Камата Натаэ (1727 – 1797) под названием «Исследование кузнецов нашей страны» (Хонтё Кадзи Ко), первым мастером этой группы назван Масатоси (正利), который был сыном Масахиро и потомком Хиронага из Сима. В «Собрании подписей на старых мечах» (Кото-Мэй Сюроку)2, изданном в 1828 году, 11-й год эры Бунсэй, говорится о двух поколениях Сакакура-Сэки Масатоси. Мастер первого поколения работал в годы Эйсё (1504 – 1521), второго – в период Кёроку – Тэмбун (1528 – 1555). Аналогичные даты творческой активности Масатоси указаны в другом известном письменном труде первой половины XIX века «Заметки о кузнецах старого и нового времени» (Кокон Кадзи Бико)3. В данном источнике отмечается, что Масатоси из Сакакура-Сэки работал в годы Эйсё и его клинки славились хорошими режущими характеристиками (ёки-вадзамоно). Преемник Масатоси во втором поколении подписывался двумя иероглифами (нидзи-мэй) в годы Кёроку – Тэмбун и изготавливал не менее острые мечи, чем его предшественник4.

Иллюстрация 3.jpg

Ил.3 Генеалогия кузнецов Масатоси, представленная в "Исследовании кузнецов нашей страны" (Хонтё Кадзи Ко). Из библиотеки автора. 

Иллюстрация 4.jpg

Ил.4 Упоминание кузнецов Масатоси в "Заметках о кузнецах старого и нового времени" (Кокон Кадзи Бико). Из библиотеки автора.

Во второй части «Скорректированного беглого указателя подписей кузнецов старого и нового времени» (Косэй Кокон Кадзи-Мэй Хаямидаси), опубликованного в 1849 году, 2-й год эры Каэй, появилось уточнение относительно времени работы второго поколения Масатоси – годы Тэмбун (1532 – 1555)5. Наконец, обратившись к всеобъемлющему письменному труду о датировках, которым по праву считается «Обозрение подписей на японских мечах» (Нихонто Мэйкан)6, можно обнаружить информацию, полностью согласующуюся с данными из вышеуказанных источников. Сакакура-Сэки Масатоси первого поколения – приблизительно годы Эйсё, Масатоси второго поколения – приблизительно годы Тэмбун. Помимо этого, здесь  представлены сведения ещё об одном мастере Масатоси, который имеет отношение к Сакакура-Сэки, но проживал не в Сакакура, а в Акасака и ковал в годы Эйроку (1558 – 1570). Если у двух поколений Масатоси известны лишь подписи «Масатоси» 「正利」, то этот кузнец помимо двух иероглифов имени Масатоси подписывался также как «Масатоси, проживающий в Акасака в Носю» 「濃州赤坂住正利」7. Несмотря на географическую удалённость Сакакура от Акасака, нельзя не учитывать тот факт, что связь между кузнечными объединениями этих двух населённых пунктов существовала. При этом являлся ли Масатоси из Акасака мастером, наследующим Масатоси второго поколения, остаётся неясным. Ретроспективный взгляд на линию оружейников Сакакура-Сэки позволяет обнаружить другие примеры, когда представители одной династии подписывались одним именем. Помимо Масатоси в Сакакура занимались ковкой кузнецы Масаёси (正吉), один из которых, творивший в годы Буммэй (1469 – 1487), был в родстве с Масатоси. Имя Масаёси в генеалогии Сакакура-Сэки встречается с сороковых годов XV века вплоть до второй половины XVI столетия8. Один из сыновей Масатоси первого ковал в годы Тэмбун в Сакакура под именем Масатоси (正俊), записываемым с одним изменённым иероглифом9. В «Обозрении подписей кузнецов из Мино» (Мино Токо Мэйкан) сказано, что этот человек является тем же лицом, что и Масатоси второго поколения10. В «Исследовании о кузнецах Мино периода Муромати» (Муромати-ки Мино Токо-но Кэнкю) на этот счёт говорится следующее: «Что касается другого Масатоси [с записью имени как 「正俊」], то в "Обозрении подписей" [Мэйкан] он упоминается лишь однажды, а шанса увидеть его произведение, к сожалению, пока не представилось»11. Этот же вопрос затрагивается в «Большом кузнечном обозрении» (Токо Тайкан): «Говорят, что Масатоси второго поколения и Масатоси [с записью имени как 「正俊」] это один и тот же человек, но подписи у этих мастеров выполнены в разных стилях, поэтому скорее всего это разные люди»12. Также в первой половине XVI века в Сакакура ковал мечи Масаёси с написанием имени 「正喜」, родословная которого неясна13

Иллюстрация 5.jpg

Ил. 5 Катана и вакидзаси с подписью Масатоси, представленные в "Собрании оттисков мечей из Мино" (Мино-то Осигата Сю). Из библиотеки автора.

В изучении творчества оружейников периода «Старых мечей», включающего время до 1596 года, исследователю при отсутствии материальных доказательств в виде реально существующих опубликованных кузнечных работ, так или иначе, приходится сталкиваться с противоречивыми и непроверенными сведениями, изложенными в старых сборниках о клинках, либо с полным отсутствием необходимой информации. Кузнецы Сакакура не являются исключением. Ранние произведения представителей Сакакура-Сэки встретить сложно, а генеалогические связи внутри кузнечной школы, представленные в письменных источниках, весьма запутанны и часто нелогичны вследствие больших временных разрывов между годами работы разных мастеров. В «Исследовании о кузнецах Мино периода Муромати» отмечено, что почти все кузнечные работы, дошедшие до нашего времени и изготовленные в рамках школы Сакакура-Сэки, являются изделиями авторства Масатоси (正利)14. По мнению доктора Токуно, отдавшего много лет изучению оружейного искусства провинции Мино, основная часть мечей, которые приходится видеть экспертам, относится к авторству Масатоси (正利), который работал в Сакакура в период от эры Тэмбун до годов Эйроку15. Но также следует учитывать, что наряду с ними могут всё-таки встретиться клинки того же времени, подписанные на хвостовиках как 「正俊」 «Масатоси»16. Стоит отметить, что с тех лет, когда Токуно Кадзуо писал о мечах Сакакура, мало что изменилось. Только больше стало встречаться клинков, представляющих собой неподписанные работы17 с экспертной оценкой в японских документах18 «Сакакура-Сэки» либо «Сакакура-Сэки Масатоси».

Иллюстрация 6.jpg

Ил. 6 Катана без подписи (мумэй) с экспертной оценкой NBTHK от 2001 года "Сакакура-Сэки Масатоси". Из частной коллекци (Москва)

Стиль работы Сакакура-Сэки Масатоси в целом соответствует отличительным чертам кузнечных произведений «Позднего Сэки»19. Кроме Масатоси, общие для Мино стилевые тенденции прослеживаются в работах всех членов Сакакура-Сэки, но иногда встречается прямая (сугу-ха) и гвоздичная закалка (тёдзи-ха) или «выбросы закалки» (тобияки). Оружие, изготавливаемое Сакакура-Сэки Масатоси, отличалось большим разнообразием. Это были как длинные и короткие мечи (катана, вакидзаси, танто), так и клинки древковых орудий (нагината, яри). Подписи на них, как говорилось выше, выполнены, как правило, в виде двух иероглифов имени. Хотя в «Исследовании о кузнецах Мино периода Муромати» есть единичное упоминание редкой подписи из трёх иероглифов (сандзи-мэй): «Изготовил Масатоси» 「正利作」20. Датировок (нэнки-мэй) на мечах Масатоси нет. Интересно отметить, что на клинках Масатоси встречается закалка в стиле «трёх кедров» (самбонсуги), которую ассоциируют с другой известной кузнечной династией из Мино – Канэмото. Помимо этого, закалка и характер кованой поверхности мечей (дзиганэ) Масатоси позволяет говорить о возможной связи Сакакура-Сэки Масатоси и кузнечной школы Сэнго Мурамаса из земель Исэ. Более того, один из представителей направления Мурамаса также именовался Масатоси и являлся современником Сакакура-Сэки Масатоси – работал в провинции Исэ в годы Тэмбун. Поразительное сходство в подписях этих двух Масатоси породило версию о творческом взаимообмене кузнецов, о котором, в частности, писали Судзуки Такуо, Сугиура Ёсиюки и Токуно Кадзуо. В книге «Кузнецы префектуры Миэ» (Миэ Кэн-но Токо) есть заметка о сходстве двух оружейников: «В Мино в Хатия на северном берегу реки Кисо в кузнечной школе Сакакура был мастер по имени Масатоси [正利], иероглиф имени которого [正] был похож на иероглиф [正] мастеров Мурамаса из Исэ. Поэтому его [Масатоси из Сакакура] часто путают с Масатоси из школы Мурамаса»21.

Внутриполитические и экономические изменения в жизни страны в конце периода Муромати (вторая половина XVI века) способствовали сокращению профессиональных кузнечных объединений в провинции Мино. Оружейники «Позднего Сэки» переезжали из родных краёв в другие регионы Японии, находя покровительство у знатных самурайских домов. Подобная миграция привела в итоге к появлению в разных уголках страны многочисленных кузнечных школ, имевших своими истоками оружейное дело Мино. Последним из кузнецов Сакакура-Сэки, именовавшимся Масатоси, был мастер, работавший в Сэки в годы Канъэй (1624 – 1644)22.

______________________________________

1Судзуки Такуо. Сугиура Ёсиюки. Муромати-ки Мино Токо-но Кэнкю [室町期美濃刀工の研究]. Исследование о кузнецах Мино периода Муромати. Токио: Рибун Сюппан. 2006. С. 153. Здесь и далее перевод с японского языка Толстых А.В.

2Танака Киёфуса. Кото-Мэй Сюроку [古刀銘集録]. Собрание подписей на старых мечах. Киото: Даймондзия Сэндзо. 1828.

3Ямада Асауэмон. Кокон Кадзи Бико [古今鍛冶備考]. Заметки о кузнецах старого и нового времени. Эдо: Маэгава Рокудзаэмон. 1830.

4Там же. Том 3. С 47.

5Одзэки Дзэмбэй Нагатоми. Косэй Кокон Кадзи-Мэй Хаямидаси [校正古今鍛冶銘早見出]. Скорректированный беглый указатель подписей кузнецов старого и нового времени. Эдо: Сухарая Мохэй. 1849. Том 2. С. 6.

6Хомма Кундзан, Исии Масакуни. Нихонто Мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей на японских мечах. Токио: Юдзанкаку. 1975.

7Там же. С. 869.

8Там же. С. 899.

9Там же. С. 870.

10Сугиура Ёсиюки. Мино Токо Мэйкан [美濃刀工銘鑑]. Обозрение подписей кузнецов из Мино. Токио: Рибун Сюппан. 2008. С. 302.

11Судзуки Такуо, Сугиура Ёсиюки. Муромати-ки Мино Токо-но Кэнкю [室町期美濃刀工の研究]. Исследование о кузнецах Мино периода Муромати. Токио: Рибун Сюппан. 2006. С. 153.

12Токуно Кадзуо. Токо Тайкан [刀工大鑑]. Большое кузнечное обозрение. Токио: Когэй Сюппан. 1977. С. 566.

13Хомма Кундзан, Исии Масакуни. Нихонто Мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей на японских мечах. Токио: Юдзанкаку. 1975. С. 902.

14Судзуки Такуо, Сугиура Ёсиюки. Муромати-ки Мино Токо-но Кэнкю [室町期美濃刀工の研究]. Исследование о кузнецах Мино периода Муромати. Токио: Рибун Сюппан. 2006. С. 153.

15Токуно Кадзуо. Мино-то Тайкан [美濃刀大鑑]. Большое обозрение мечей из Мино. Токио: Токэн Кэнкю Рэнго Кай, Оцука Когэйся. 1975. С. 32.

16Там же. С. 32.

17Кузнечные работы, не имеющие на хвостовиках имени мастера и называемые «му-мэй» (без подписи), могли быть изначально не подписаны кузнецом-оружейником либо утратили авторскую подпись после процедуры укорочения меча (о-суриагэ.)

18Речь идёт о сертификатах экспертной оценки (нинтэйсё, кантэйсё), выданных японскими специалистами после изучения представленных на экспертизу кузнечных произведений. Выдаются указанные сертификаты, как частными экспертами, так и крупными организациями (NBTHK, NTHK). Неподписанные работы в таких документах по совокупности отличительных характеристик, относят к авторству конкретных мастеров либо к определённым кузнечным школам.

19Японские мечи, созданные кузнецами Сэки в период между эрой Буммэй (1469 – 1487) и эрой Бунроку (1592 – 1596) принято именовать кузнечными работами «Позднего Сэки» (Суэ-Сэки). Изготавливавшиеся в большом количестве клинки этого неспокойного времени в первую очередь отвечали критериям практичности и высоко ценились в среде военных как надёжное боевое оружие.

20Судзуки Такуо, Сугиура Ёсиюки. Муромати-ки Мино Токо-но Кэнкю [室町期美濃刀工の研究]. Исследование о кузнецах Мино периода Муромати. Токио: Рибун Сюппан. 2006. С. 156.

21Ягасэ Сэйити. Миэ Кэн-но Токо [三重県の刀工]. Кузнецы префектуры Миэ. Цу: Миэ Кэн Кёдо Сирё Канко Кай. 1976. С. 58.

22Хомма Кундзан, Исии Масакуни. Нихонто Мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей на японских мечах. Токио: Юдзанкаку. 1975. С. 869.

 

Популярные статьи

Подпишитесь на рассылку

Мы отправляем один раз в месяц новые поступления

Позвонить
Написать