"Кузнечный мастер Дои Синрё и его династия"

Статья опубликована в Каталоге-справочнике №40 "Клинок. Традиции и современность" № 40 (декабрь 2021 года). .

Кузнечный мастер Дои Синрё и его династия.

В XVII столетии город Осака (大阪) в провинции Сэццу был не только торгово-экономическим центром страны, но и средоточием кузнечных мастеров, сформировавших особое осакское направление в японском оружейном искусстве. Одним из таких людей являлся выходец из самурайского сословия – кузнечный мастер Иноуэ Хатиробэй Кунисада (井上八郎兵衛國貞), более известный как Синкай (真改). Став главой дома Иноуэ после смерти в пятом году эры Кэйан (1652) Иноуэ Оя Кунисада (井上親國貞), Синкай смог удержать авторитет именитого отца и приумножить наследие семьи. За кузнечный талант в народе он был прозван «Масамунэ из Осака» (大坂正宗)1.
Исторически сложилось, что японские оружейники из разных уголков страны, ведомые молвой о знаменитых мастерах, спешили поступить к ним в ученики, а вернувшись в родные края, приносили с собой кузнечные традиции наставников. В случае с Иноуэ Синкаем таким воспитанником стал Дои Сакудзаэмон (土肥作左衛門), впоследствии известный как Дои Синрё (土肥真了). Первый иероглиф кузнечного псевдонима «Синрё» (真了) по бытовавшей традиции был взят им от учителя, который именовался тогда «Синкай» (真改). В провинцию Сэццу Дои Сакудзаэмон прибыл из далёкого юго-западного княжества Хирадо в провинции Хидзэн (肥前国平戸藩), что сегодня соответствует современной префектуре Нагасаки. Достоверная информация о годах его жизни отсутствует. Известно, что он происходил из семьи кузнеца Масанори (正則), работавшего на правящий дом Хирадо – самурайский род Мацуура (松浦家).

Фото 1.jpg

Замок Хирадо. Наши дни.

 Не вызывает сомнений факт, что к тому времени, когда Дои Сакудзаэмон направился в Осака, чтобы обучаться у Иноуэ Синкая, он уже был сложившимся мастером, помогавшим отцу в изготовлении оружия для местного клана. В «Большом обозрении подписей японских мечей»/Нихонто Мэйкан 『日本刀銘鑑』(далее – Мэйкан) приводятся подписи, оставленные этим мастером до его появления в Осака: «Фудзивара Масасигэ, проживающий в Хирадо, что в Хидзэн»/Хидзэн Хирадо-дзю Фудзивара Масасигэ 「肥前平戸住藤原正重」, «Масасигэ, проживающий в Хирадо, что в Хисю»/Хисю Хирадо-дзю Масасигэ 「肥州平戸住正重」2.

Фото 2.jpg

Генеалогическая связь Дои Синрё с Иноуэ Синкай.
Источник - I-й том "Синто Бэнги". 1779 год. С.18

_________________________________________________________________

1Окадзаки Горо Нюдо Масамунэ (1256 – 1343) – один из выдающихся оружейников периода «Старых мечей» (до 1596 г.), чьё творчество прославило традицию Сагами и по сегодняшний день рассматривается как уникальное явление в истории японского меча.
2Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан 『日本刀銘鑑』. Обозрение подписей японских мечей. Токио: Юдзанкаку.2000. С. 857, 858.

Итак, по прибытию в Осака Дои Сакудзаэмон поступил на обучение в кузнечную школу Иноуэ Кунисада второго поколения. Этот факт отражён в многочисленных трудах по истории японского меча,   где   мастер   Дои фигурирует  как  ученик Иноуэ Синкая. Если обратиться к широко известному письменному памятнику первой половины XIX века «Заметки о кузнецах старого и нового времени»/Кокон кадзи бико 『古今鍛冶備考』(далее – Кокон Кадзи Бико), то в нём говорится, что Дои Сакудзаэмон, именовавшийся также Масасигэ, поступил в ученики к Синкаю в эру Эмпо в год обезьяны (延宝庚申年/1680), а покинул учителя в год собаки эры Тэнва (天和壬戌年/1682)3. Аналогичные даты обучения (1680 – 1682) изложены в другой крупной работе по японским мечам «Разрешение сомнений относительно Новых мечей, изготовленных после эры Кэйтё»/Кэйтё ираи синто бэнги『慶長以来新刀辨疑』4 (далее – Синто Бэнги). Этими же датами руководствовались последующие исследователи японского меча, в частности, данные сведения фигурируют в работе «Иллюстрированное описание Новых мечей из Осака»/Осака Синто Дзуфу 『大阪新刀図譜』сорок второго года эры Сёва (1967), где подробно рассматривается осакская кузнечная школа5. Однако, если время отъезда мастера Дои из Осака представляется логичным, поскольку во втором году эры Тэнва (1682) Иноуэ Синкай скончался в возрасте пятидесяти трёх лет, то год поступления в ученики (1680), который указан в старых книгах по японским мечам, вызывает вопросы. В крупном исследовании «Большое обозрение Иноуэ Синкая»/Иноуэ Синкай Тайкан 『井上真改大鑑』, увидевшем свет в пятьдесят третьем году Сёва (1978), его авторы Накадзима Синъитиро и Иида Кадзуо подвергли сомнению версию о двухгодичном пребывании мастера Дои в Осака, указав на тот факт, что Мэйкан содержит упоминание о клинках Дои Синрё, датированных четвёртым и шестым годами эры Эмпо (1676, 1678)6. Открыв Мэйкан на странице 441, можно убедиться, что такое свидетельство есть7. Подписываться как «Синрё» (真了) до поступления в школу Синкая мастер Дои не мог,  следовательно, логичным будет предположить, что Синкай принял нового ученика из Хирадо по меньшей мере на несколько лет раньше, чем гласит официальная версия (1680 год).

_____________________________________________________________

3Ямада Асауэмон. Кокон Кадзи Бико 『古今鍛冶備考』.Заметки о кузнецах старого и нового времени. Эдо: Маэгава Рокудзаэмон. 1830. Том 4. С. 15.
4Камата Натаэ. Кэйтё Ираи Синто Бэнги 『慶長以来新刀辨疑』. Разрешение сомнений относительно Новых мечей, изготовленных после эры Кэйтё. Осака: Каватия Токубэй. 1779. Том 6. С. 25.
5Накамия Кэйдо. Накамия Ёсиро. Осака Синто Дзуфу 『大阪新刀図譜』. Иллюстрированное описание Новых мечей из Осака. Токио: Юдзанкаку. 1967. С. 130.
6Накадзима Синъитиро. Иида Кадзуо. Иноуэ Синкай Тайкан 『井上真改大鑑』. Большое обозрение Иноуэ Синкая. Токио: Токэн Сюндзю. 1979. С. 160.

Полученные в Осака навыки Дои Синрё применил на практике по возвращению в родные края. Среди выкованных им произведений много коротких мечей вакидзаси с обычной конструкцией клинка (хондзукури вакидзаси/本造脇指)8. Они имеют много общего со стилем работы Иноуэ Синкая. В первую очередь такая   преемственность   прослеживается  в закалке мечей Синрё, в особенности, когда она выполнена в виде прямой с небольшим волнообразным узором (сугу ни асаку нотарэ-ха/直に浅くのたれ刃). Также, по мнению автора данной статьи, стоит обратить внимание на саму подпись «Дои Синрё» 「土肥真了」, которая схожа с подписью «Иноуэ Синкай» 「井上真改」не только общим иероглифом «Син» (真), но и структурой, которая включает фамильное имя (Иноуэ; Дои) и псевдоним (Синкай; Синрё). Синкай по неизвестной причине отказался от титула «Идзуми (но) Ками» (和泉守) и в последние годы жизни с принятием монашеского обета именовался только как Иноуэ Синкай. Дои Синрё не пришлось отказываться от титула, так как у него такового не было. Но учитывая, как присваивались кузнецам титулы при активном посредничестве семейства Кинмити, представляется, что его получение учеником «Осакского Масамунэ» не сопровождалось бы серьёзными сложностями. Однако подобного не произошло. Возможно это было своего рода подражением знаменитому учителю. Известный оружейный специалист времён Эдо (1603 – 1867) Камата Натаэ назвал Дои Синрё в Синто Бэнги металлургом семьи Мацуура (Мацуура-кэ но яко/松浦家の冶工)9. Как кузнец рода Мацуура (Мацуура-кэ но кадзи/松浦家の鍛冶) Синрё упоминается в «Полном обзоре Новых мечей Японии»/Хонтё Синто Итиран 『本朝新刀一覧』, изданном в XIX веке10. В августе третьего года эры Дзёкё (1686) кузнец выковал меч катана с длиной клинка 706 мм (2 сяку 3 сун 3 бу), который помимо подписи «Дои Синрё» 「土肥真了」и места изготовления – поместье Мацуура в Китадзима, содержит также с лицевой стороны хвостовика выгравированное изображение герба семьи Мацуура в виде листа тутового дерева/кадзи-но ха мон (梶葉紋). Подобное использование геральдики кузнецом возможно было лишь с дозволения правящего дома Хирадо, а следовательно, Синрё действительно был официальным оружейником семейства Мацуура. Использование герба на мечах описывается в «Большом обозрении Ясуцугу»/Ясуцугу Тайкан 『康継大鑑』: «Ясуцугу было позволено использовать герб в виде мальвы как кузнецу сёгуната. По версии "Кокон Кадзи Бико" первый мастер Ясуцугу не применял геральдику просто так. Согласно исследованиям из восьмидесяти трёх его мечей герб присутствует лишь на сорока, и это меньше половины его работ. Естественно герб отсутствует на тех мечах, которые были изготовлены до получения прав на его использование…»11

Фото 3.jpg

Катана Дои Синрё с гербом рода Мацуура. 1686 год.
Источник - I-й том "Синто Тайкан". 1976 год. С.365.

________________________________________________________________
7Мэйкан. С. 441.
8Хонъами Косон. Нихонто-но окитэ то токутё 『日本刀の掟と特徴』. Установления (законы) и особенности японских мечей. Токио: Нихонто кэнкю-кай. 1955. С. 350.
9Синто Бэнги. Том 2. С. 3.
10Имамура Юкимаса. Хонтё Синто Итиран 『本朝新刀一覧』. Полный обзор Новых мечей Японии. Киото: Омия Сатаро. 1845. С. 62.
11Сато Канъити. Ясуцугу Тайкан 『康継大鑑』. Большое обозрение Ясуцугу. Токио: Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай. 1960. С. 129.

Не исключено, что поездка Синрё на обучение в Осака изначально была санкционирована князем (даймё) Мацуура.Также из Хидзэн в столицу когда-то был послан князьями Набэсима знаменитый оружейник Хасимото Тадаёси (橋本忠吉) на обучение к Умэтада Мёдзю (埋忠明寿).
Каков же был уровень кузнечного мастерства Дои Синрё? В системе ранжирования Синто Бэнги во втором томе Синрё отнесён к «Высокому классу» (Дзёсаку/上作)12. Такую же оценку мастерства от автора этого сочинения о мечах получил оружейник Иноуэ Оя Кунисада – отец учителя Синрё (Иноуэ Синкай вместе с мастером Цуда Сукэхиро значатся в первой категории (Дзёдзёсаку/上々作) мастеров «Высочайшего класса»). Камата Натаэ был признанным экспертом своего времени и обладал обширными познаниями в области оружейного искусства. Его книги, включая Синто Бэнги, имели большой успех. Для признания высокого уровня Синрё, он должен был основываться на примерах весьма качественных работ кузнеца. Вероятно именно так и было. Однако стоит отметить, что относительно Иноуэ Оя Кунисада высказывались сомнения в объективности автора Синто Бэнги. Крупный оружейный специалист XX столетия Катаока Гинсаку писал на этот счёт следующее: «Определение уровня мечей является непростой задачей, и с точки зрения современного подхода оно вызывает множество разночтений. Это связано с тем, что авторы ранжирования делали иногда выводы, не видя лично те или иные работы. Оя Кунисада являлся знаменитым мастером "Высочайшего класса", но в Синто Бэнги его ранг очень сильно занижен, и он отнесён лишь к мастерам "Высокого класса"»13. Другую оценку мастерства Дои Синрё получил в семействе Ямада (山田家), представители которого были официальными испытателями мечей при сёгунате Токугава. По итогам пробной рубки (тамэсигири/試斬り) клинки Синрё получили признание как «Вадзамоно» (業物), то есть как мечи, обладающие режущими способностями14. В работе Ямада Кокон Кадзи Бико представлен оттиск хвостовика (осигата/押形) катана Синрё с датировкой восьмым годом Гэнроку (1695), имеющего дополнительное/потайное отверстие (синоби-ана/忍び孔), призванное упрочить конструкцию рукояти при практическом использовании меча (примечательно, что эта дата (1695) не указана в Мэйкан среди подтверждённых датировок Синрё). Возможно, это один из тех мечей, которые были представлены для тестов Ямада. Уже в XX веке в  знаковой  двухтомной  работе  Фудзисиро Ёсио «Словарь японских кузнецов»/Нихон Токо Дзитэн 『日本刀工辞典』 уровень кузнечного мастерства   Дои   Синрё   был   определён   как  «Выше  среднего»/Тюдзёсаку (中上作)15.
В соответствии с Мэйкан последняя зафиксированная дата работы Синрё соответствует четырнадцатому году эры Гэнроку (1701). Отталкиваясь от этого, можно говорить, что жизненный путь Дои Синрё завершился во второй половине эры Гэнроку (1688 – 1704). Но со смертью мастера имя Дои Синрё не ушло в прошлое, его дело продолжили потомки, занимавшиеся ковкой мечей.

________________________________________________________

12Синто Бэнги. Том 2. С. 3.
13Катаока Гинсаку. Токэн то Рэкиси『刀剣と歴史』. Мечи и история. Оя Кунисада. № 565. Токио: Нихон Токэн Ходзон Кай. 1986. С. 19.
14Кокон Кадзи Бико. Том 4. С. 15.
15Фудзисиро Ёсио. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн 『日本刀工辞典 新刀編』. Словарь японских кузнецов. Книга Новых мечей. Токио: Хагивара Сэйбункан. 1944. С. 441.

В четвёртом году эры Кёхо (1719) при переписи кузнецов по всей Японии, санкционированной властями сёгуната, одним из оружейников, включённых в списки от княжества Хирадо, значился Дои Сакуносукэ (土肥作之丞), который на правах преемника Дои Сакудзаэмона Синрё подписывался «Дои Синрё» 「土肥真了」. Если воспользоваться информацией Камата Натаэ из шестого тома Синто Бэнги, то согласно ей второму поколению Дои Синрё (Дои Сакуносукэ) в четырнадцатом году Гэнроку (1701) было двадцать девять лет, а родился он в первом году Эмпо (1673)16. Кузнечная деятельность Синрё II-го пришлась на время спада спроса на клинки, и потому логичным будет предположить, что созданных им работ не много. В подтверждение этому краткую заметку о малочисленности мечей Синрё II-го можно встретить в «Большом обозрении мастеров по изготовлению мечей»/Токо Тайкан 『刀工大鑑』17. Существует катана с подписью: «Изготовил Дои Синрё, проживающий в Хирадо в землях Хидзэн»/Хидзэн (но) куни Хирадо-дзю Дои Синрё цукуру 「肥前国平戸住土肥真了作」. На обороте хвостовика меч датирован третьим годом эры Хорэки (1753)18. Подпись выполнена в металле в скорописной манере и отличается от подписей на других мечах. Принято считать, что этот меч выкован Дои Дзюсукэ (土肥重助), который вошёл в права третьего поколения Синрё. Несмотря на трудности времени, когда многие кузнецы отходили от дел и в стране изготавливалось мало оружия, Синрё занимался ковкой. Сколько он изготовил мечей невозможно узнать, но, по всей видимости, их было не много. Вышеупомянутый катана на сегодня – единственная известная работа Дои Синрё III-го.

Фото 4.jpg

Вакидзаси Дои Синрё. 1690 год.
источник-"Нихонто Дзуйкан.Синто".1977 год. С. 825.

 Его преемник Дои Дайроку (土肥大六) стал мастером Синрё четвёртого поколения. Также, как в случае с его предшественником, Мэйкан даёт всего лишь одну известную датировку его работы двенадцатым годом Кансэй (1800). Однако если взглянуть на мечи, представленные доктором Фукунага Кацуми, изучавшим историю кузнечного дела провинции Хидзэн и написавшем  об этом в XX столетии несколько книг, то можно обнаружить пример подписи Дои Синрё IV-го с датировкой вторым годом эры Тэммэй (1782)19. Фукунага посещал родные места Синрё и изучал документы, относящиеся к Дои из Хирадо, включая храмовые некрологи и семейные свитки. Именно он дал наибольший объём информации о мастерах Синрё после третьего поколения. Согласно материалам Фукунага Дои Синрё IV-й был весьма эксцентричным человеком. Он заявил об аннулировании акта усыновления им наследника, а после изменил решение и снова принял к себе юношу. Он также обратился к властям княжества с прошением о разрешении покинуть родные земли, поскольку работа кузнецом не давала ему возможности прокормиться. Во главе Хирадо на тот момент был даймё Мацуура Сэйдзан (1760 – 1841), который, якобы, сам любил заниматься ковкой мечей, но экономическая ситуация не позволяла выплачивать кузнецам высокое жалование (кароку/家禄).

Фото 5.JPG

Меч с подписью "Дои Синрё". Из частной коллекции (Москва).


Старые книги о мечах дают информацию лишь о четырех кузнечных поколениях Дои Синрё. Мэйкан завершает эту линию кузнецов на Синрё V-м, у которого зафиксирован меч с датой третьим годом эры Бунка (1806). Доктор Фукунага пишет, что тот юноша, от которого хотел отказаться Дои Дайроку, успешно завершил обучение кузнечному делу у своего приёмного отца и стал кузнецом Синрё в пятом поколении. Именно он запечатлён на портрете, который был написан в Хирадо местным художником Оуми (Авами). Как сообщает Фукунага, художник обратился к Синрё с просьбой изготовить ритуальный меч. Когда клинок был выкован, живописец изобразил оружейника за работой в кузнице с тремя учениками, после чего подарил портрет мастеру. Работа художника датирована девятым годом Бунка (1812). Помимо истории с портретом в материалах Фукунага встречается интересная информация, согласно которой предок пятого поколения – Дои Синрё I-й перед обучением у Синкая поступал в ученики к Эттю (но) Ками Масатоси (越中守正俊)20. Мисина Масатоси были кузнецами из Киото, и на период Эмпо – Тэнва (1673 – 1684) пришёлся переход от второго поколения Масатоси к третьему. Неизвестно, насколько эти данные верны, и если верны, с кем именно из Масатоси имел контакт Синрё I-й.

___________________________________________________

16Синто Бэнги. Том 6. С. 25.
17Токуно Кадзуо. Токо тайкан 『刀工大鑑』. Большое обозрение мастеров по изготовлению мечей. Токио: Когэй сюппан. 1977. С. 304.
18Фукунага Суйкэн. Тэрада Ёрисукэ. Хидзэн-но катана то цуба 『肥前の刀と鐔』. Мечи и цуба из Хидзэн. Токио: Юдзанкаку. 1974. Том 2. С. 64.
19Там же. С. 65.
20Фукунага Суйкэн. Тэрада Ёрисукэ. Хидзэн-но катана то цуба 『肥前の刀と鐔』. Мечи и цуба из Хидзэн. Токио: Юдзанкаку. 1974. Том 1. С. 275.

Фото 6.jpg

Портрет Дои Синрё пятого поколения. Художник Оуми (Авами). 1812 год.
Источник- "Нихонто Кантэй Хикэи". 1985 год. Фронтиспис.

Фукунага Кацуми упоминает Синрё шестого поколения и отмечает тот факт, что его мечей нет. Данное обстоятельство автор называет странным. И действительно, если рассуждать на эту тему, первым приходит на ум, что в годы, когда должен был бы творить Синрё V-й, вдохновлённые новыми идеями Кавабэ Суйсинси Масахидэ (川部水心子正秀) японские кузнецы вновь начали создавать отменные клинки. В соседних южных княжествах успешно работали местные оружейники. Однако произведений Синрё в этот период мы видеть не можем. Посетив в Хирадо то месте, где раньше был дом семьи Дои, Фукунага Кацуми написал: «Возможно здесь звук молота Синрё, удалившись через рисовые поля напротив дома, дойдя до гор напротив, возвращался обратно»21. Дои Рёсаку (土肥良作), Синрё VII поколения, погиб в начале Русско-японской войны во время взрыва порохового склада. О его работах как кузнеца неизвестно. В десятом году Сёва (1935) ушёл из жизни Дои Синрё восьмого поколения. Фукунага пишет, что время от времени он изготавливал мечи. Вероятно они могут встретиться исследователям. В это время вновь ставшим популярным кузнечным делом начали заниматься даже те, кто раньше не имел никакого отношения к мечам. Имея такую родословную, как Синрё, мастер наверняка мог с гордостью подписать меч своим именем. Девятым поколением Синрё стал Дои Ёсио (土肥義雄), обустроивший ювелирную лавку и занимавшийся золотыми изделиями.
Кузнечная династия Дои Синрё просуществовала на протяжении нескольких столетий, но не все её представители смогли оставить в наследие оружейные произведения. Подавляющее большинство встречаемых сегодня мечей относятся к творчеству Дои Синрё первого поколения. Тем не менее, на примере этой кузнечной линии, можно проследить важные этапы истории японского оружейного искусства.

Историк, искусствовед
эксперт Минкультуры России          А.В.Толстых

tolstihA@mail.ru

+7 (965) 410 9666

____________________

21Там же.

Популярные статьи

Подпишитесь на рассылку

Мы отправляем один раз в месяц новые поступления

Позвонить
Написать