"Японские кузнецы Этидзэн Сигэтака". Часть 2.

Часть 2.

наги.jpg

Фото. Древковое орудие (нагината) Сигэтака II с длиной клинка 455 мм и подписью: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」. Эра Камбун (1661 – 1673). Сертификат "Особо оберегаемого меча" (Токубэцу ходзон токэн кантэйсё). Длина с древком 2 метра 41 см. Древко покрыто чёрным лаком (куро уруси нури). Опубликован на страницах 14, 15 ежемесячного издания о японских мечах "Восхищение"/Рэй [麗] № 340 1994 года.


  Мечи, выполненные в Этидзэн приблизительно с 30-х по 60-е годы  XVII века, в  целом  отвечают тенденциям оружейной моды и, в некотором роде, задают их (несомненным лидером в этом стоит считать мастеров из Хидзэн). Длина клинков может быть самой разной, а по форме они имеют тенденцию к заужению в вершине. "По-видимому как и во времена Кэйтё – Гэнва в воздухе не прекращали витать мысли о «еще предстоящих сражениях»"34.
  Мечи, выкованные Сигэтака в 60-х годах XVII столетия, как и работы многих других кузнецов того периода, демонстрируют, так называемую, форму Камбун/Камбун сугата (寛文姿) с её отличительными параметрами в виде небольшого изгиба и явного расширения клинка к хвостовику при одновременном сужении в верхней части. Длина клинка для мечей в это время приходит к фиксированным величинам, но в отдельных случаях кузнецы всё-равно делают "нестандартные" изделия35.
  Сигэтака II подписывал свои работы как "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」. На коротких мечах по аналогии с первым поколением подписи располагались на двух сторонах хвостовика: с одной – "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「播磨大掾藤原重高」, с другой – "Проживающий в Этидзэн" 「越前住」. Несмотря на одинаковый иероглифический состав подписи Сигэтака I и Сигэтака II, в чеканке отдельных символов существуют свои особенности. Некоторые отличия зафиксированы автором данной статьи в сравнительной таблице на примере подлинных подписей обоих мастеров.

_____________________________________________
34Накахара Нобуо. Катана-но кансё (кихон то дзиссэн) [刀の鑑賞(基本と実践)]…,  С. 39.
35Серией указов с 1623 по 1662 годы власти сёгуната Токугава стандартизировали длину мечей, которая до периода Эдо никак не регламентировалась. Один из таких указов ревнителя самурайских ценностей сёгуна Токугава Иэмицу (徳川家光/правил с 1623 по 1651 годы) предписывал определять стандарт длины для каждого вида мечей ежегодно.
_____________________________________________

м.jpg

Схема. Характерные отличия в чеканке иероглифов первого и второго поколений Сигэтака

ори.jpg

Фото. Короткий меч (вакидзаси) Сигэтака II с длиной клинка 570 мм и частично утраченной подписью на лицевой стороне: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「播磨大掾藤原重高」, с оборота: "Проживающий в Этидзэн"「越前住」. Эра Камбун (1661 – 1673). Сертификат "Оберегаемого меча" (Ходзон токэн кантэйсё). Оправа армейского офицерского меча образца 1938 года (рикугунто косираэ), редкая укороченная версия. Экспонируется в Галерее японских мечей "Оригами-Токэн" (Москва).


Встречаются мечи Сигэтака второго поколения, которые несут на себе подписи: "Изготовлено из железа южных варваров"/Намбан-тэцу о моттэ корэ о цукуру 「以南蠻鐵作之」, – что указывает на его кузнечные эксперименты с популярным у оружейников Этидзэн импортным сырьем36. Один из примеров такой подписи продемонстрирован в первом томе "Большого обозрения Новых мечей"/Синто тайкан [新刀大鑑]37. Катана с длиной клинка 697 мм с лицевой стороны подписан "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」, а с оборота: "Изготовлено из трёх видов железа южных варваров"/Намбан-тэцу о моттэ сансёку корэ о цукуру 「以南蠻鐵三色作之」38.

__________________________
36В 1543 г. на юге Японии у острова Танэгасима появились португальцы, а затем Японию для себя открыли испанцы и голландцы .С началом торговых отношений между феодальной Японией и европейскими державами, японские кузнецы получили возможность использовать при изготовлении мечей металл, ввозимый на острова иностранцами. Поскольку европейские корабли прибывали с юга, этот материал получил название – "Намбан-тэцу" ("Железо южных варваров" или "Металл, ввезенный варварами с юга"). Одним из первых кузнецов, использовавших намбан-тэцу как исходное сырье при изготовлении меча, был оружейник Ясуцугу из Этидзэн. Вместе с тем, существуют данные, что железо ввозилось в Японию и до первых европейцев, однако ссылка на него в подписях японских мечей до XVI века не встречается.
37Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 329.
38Токуно Кадзуо в своей крупной работе Токо тайкан [刀工大鑑] упоминает эту подпись на странице 283 при описании биографии Сигэтака третьего поколения.
__________________________



сансеку.jpg

Фото. Подпись с лицевой стороны хвостовика меча: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」, с оборота: "Изготовлено из трёх видов железа южных варваров"/Намбан-тэцу о моттэ сансёку корэ о цукуру 「以南蠻鐵三色作之」. Опубликован на странице 329 первого тома "Большого обозрения Новых мечей"/Синто тайкан [新刀大鑑] 1976 года.

 По всей видимости, в этой подписи помимо использованного иностранного металла, говорится о выкованном клинке сложносоставной (трёхслойной) конструкции разной твёрдости на лезвии, обухе и боковых плоскостях/хон санмай китаэ (本三枚鍛え). Катана Сигэтака с длиной клинка 676 мм и такой же подписью был представлен частным владельцем на выставке мечей Этидзэн, проходившей в ноябре 2005 года в Японии в Городском историко-краеведческом музее Фукуи39. Аналогичная подпись известна на мече Хокки (но) Ками Фудзивара Хиротака из Этидзэн (伯耆守藤原汎隆), выкованном им приблизительно в годы Мэйрэки (1655 – 1658)40. Стоит отметить, что такое сырьё, как "Железо южных варваров" было доступно в Японии в XVI – XVII веках далеко не всем, и подписи с упоминанием о нём можно видеть только на работах заметных мастеров того времени. В отличие от своего предшественника мастер второго поколения не значится среди кузнецов Вадзамоно, но существуют свидетельства официальных тестирований его мечей. Один из таких примеров (катана) с результатом рубки двух человеческих тел/Футацу-до сэцудан (貳ツ胴截断) автор данной статьи имел возможность видеть, работая с частной коллекцией. К сожалению, владелец меча не дал согласие на публикацию его изображения. Другое доказательство – рисунок-оттиск/осигата (押形), проиллюстрированный Иимура Ёсиаки. Катана с длиной клинка 758 мм характеризуется ковкой с древесной и прямослойной текстурой стали и гвоздичной закалкой на основе волнообразного узора. Подпись на лицевой стороне хвостовика: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」, с оборота: "Один из дней августа месяца восьмого года Камбун (1668)" 「寛文八年八月日」. Там же рядом с датировкой размещена инкрустированная золотом подпись об испытании меча/киндзоган тамэси-мэй (金象嵌試銘):  "Разрублено три тела"/Мицу-до сэцудан「三ツ胴截断 」41. Подпись выглядит стандартной по своей структуре для того времени (1668) и сообщает об успешном разрубании трёх положенных друг на друга человеческих тел, но нет имени мастера, проводившего пробу. В годы Камбун официальные испытания при сёгунате проводились членами семейства Ямано (предшественниками Ямада). В 1668 году главой дома Ямано (山野家) стал Кандзюро Хисахидэ (勘十郎久英/1635 – 1687), который, среди прочих, тестировал клинки из Этидзэн и соседней провинции Кага. Но помимо Ямано в эру Камбун работали и такие профессиональные испытатели мечей, как Хитоми Дэмбэй Сигэцугу (見伝兵衛重次), Сибадзаки Дэндзаэмон Масацугу (柴崎伝左衛門正次) и другие. Кто бы ни проводил этот тест, его итог, отражённый в подписи на хвостовике, даёт представление о практических свойствах мечей Сигэтака II.

_____________________________
39Нэмпо Фукуи сирицу кёдо рэкиси хакубуцукан [年報 福井市立郷土歴史博物館]. Ежегодник Городского историко-краеведческого музея Фукуи. 2005. С. 13 (на японском языке).
40Катаока Гинсаку. Нихонто дзуйкан. Синто-хэн [日本刀図鑑 新刀篇]. Некоторые впечатления о японском мече. Книга Новых мечей. Токио: Нихон сясин инсацу, 1977.
С. 712 (на японском языке).
41Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 330.
_____________________________

тест.jpg

Фото. Большой меч (катана) Сигэтака II с подписью на лицевой стороне хвостовика: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」, с оборота: "Один из дней августа месяца восьмого года Камбун (1668)" 「寛文八年八月日」, "Разрублено три тела" 「三ツ胴截断」. Опубликован на странице 330 первого тома "Большого обозрения Новых мечей"/Синто тайкан [新刀大鑑] 1976 года.

 Принимая во внимание упомянутую выше информацию из Мэйкан об известной датировке работы второго поколения пятнадцатым годом Гэнроку (1702), можно высказать предположение, что свой творческий путь Сигэтака II закончил на рубеже XVII – XVIII веков. Его наследником стал мастером Сигэтака в третьем поколении (三代重高). В первом (1918 года) и последующих изданиях Соран период работы Сигэтака третьего поколения обозначен эрой Тэнва (1681 – 1684). В Мэйкан на странице 406 представлена его подпись "Фудзивара Сигэтака из земель Этидзэн" 「越前住藤原重高」 и датировка приблизительно эрой Тэнва (1681 – 1684). Обращает на себя внимание отсутствие титула "Харима (но) Дайдзё" 「播磨大掾」, под которым работали его предшественники и который неизменно указывался в подписях на мечах. Объяснением является тот факт, что, как пишет Утида Сотэн, "…начиная с третьего поколения титул не наследовался"42. Третье поколение Сигэтака – последний представитель этой линии кузнецов, упомянутый Фудзисиро Ёсио в той части "Словаря японских кузнецов"/Нихон токо дзитэн (日本刀工辞典), которая касается периода Новых мечей/Синто (1596 – 1781/1804). Автор даёт пример подписи: "Сигэтака из земель Этидзэн" 「越前住重高」, – и, также как Утида Сотэн, указывает на отсутствие титула в этой династии, начиная с третьего поколения43. Токуно Кадзуо в своём "Большом обозрении мастеров по изготовлению мечей"/Токо тайкан [刀工大鑑] отмечает, что, "начиная с четвёртого поколения, в этой династии титулов не было"44. Однако, что касается данных по Сигэтака, то их нужно воспринимать в контексте его теории, согласно которой основатель Сигэтака работал в годы Кэйтё (1596 – 1615), второй мастер Сигэтака – в эру Канъэй (1624 – 1644), третий – в Камбун (1661 – 1673). Одновременно с этим, в другой известной книге этого крупного эксперта и исследователя мечей Сигэтака III отнесён ко времени Канъэй, а Сигэтака IV – к Камбун. Более того, четвёртое поколение фигурирует там с титулом "Харима (но) Дайдзё" (播磨大掾)45. Автор данной статьи склоняется к мнению, что в основе подобных противоречий лежит отсутствие дошедших до XX века изделий Сигэтака III, что в свою очередь, явилось следствием общего спада спроса на мечи по всей Японии с конца XVII века. В XVIII столетии наблюдалось сокращение численности оружейников и снижение качества их продукции. Перепись кузнецов, осуществлённая по указу центральных властей сёгуната в 1719 году, показала плачевное состояние оружейной области. После анализа собранных со всех княжеств данных переписи на работу в Эдо для сёгуна Токугава Ёсимунэ (徳川吉宗/ правил с 1716 по 1745 годы) были приглашены из провинции Сацума высокой квалификации кузнецы Масакиё (正清) и Ясуё (安代), чьи оружейные произведения сегодня редки и очень ценятся. 

_____________________
42Утида Сотэн. Дай Нихон токэн синко [大日本刀剣新考]. Переосмысление мечей Великой Японии. Осака: Окамото игёкан, 1939. С. 875 (на японском языке).
43Фудзисиро Ёсио. Фудзисиро Мацуо. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн. [日本刀工辞典 新刀篇]…, С. 427.
44Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]…,  С. 283.
45Токуно Кадзуо. Токэн мидокоро кандокоро [刀剣見どころ勘どころ]. Самое важное, что нужно видеть в мечах. Токио: Когэй сюппан, 1994. С. 166 (на японском языке).
_____________________

 Цунэиси Хидэаки (常石英明/1911 – …) пишет: "После третьего поколения можно видеть много практичных и крепких вакидзаси" (三代以後には、実用的なガッチリした脇差 多く見ます。)46. Наверное, господин Цунэиси имел все основания для такого заявления, но в трудах других специалистов по мечам, которые автор данной статьи имел возможность проанализировать, подобных утверждений не встречается, равно как, сложно найти и примеры самих мечей. Редким исключением можно считать вакидзаси с длиной клинка 388 мм, выполненный тремя мастерами Этидзэн/саннин гассаку (三人合作) Сигэтака, Хиротака и Цугухиро, проиллюстрированный в "Словаре Новых мечей с осигата Кандзана"/Кандзан осигата синто дзитэн [寒山押形新刀辞典]47, который тем не менее вызывает вопросы относительно точности указания на определённое кузнечное поколение Сигэтака. В словаре на мече под номером 256 имеется подпись: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」, – а в комментарии говорится, что это работа приблизительно эры Хоэй (1704 – 1711), выполненная мастерами Хокки (но) Ками Фудзивара Хиротака (伯耆守藤原汎隆), Оми (но) Ками Фудзивара Цугухиро I (初代近江守藤原継廣) и Сигэтака четвёртого поколения (四代重高). И Хиротака, и Цугухиро I ковали в годы Камбун, а начиная с третьего мастера династии титула "Харима (но) Дайдзё" у кузнецов семьи Сигэтака нет, но этот источник ("Словарь Новых мечей с осигата Кандзана") сообщает иное. В ходе экспертной работы автор данной статьи встречал несколько мечей с подписью Сигэтака, которые относились к поколениям после третьего. Среди них были два катана, подписанные "Хюга (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「日向大掾藤原重高」. Один из них по своей форме был типичным мечом Камбун, хотя согласно Мэйкан титул "Хюга (но) Дайдзё" (日向大掾) был единственным в семействе Сигэтака после второго поколения и принадлежал мастеру в четвёртом поколении (四代重高), ковавшему приблизительно в эру Гэнроку (1688 – 1704)48, когда внешний облик мечей претерпел изменения, и яркие черты Камбун ушли в прошлое. По другой версии, которой, в частности, придерживался Токуно Кадзуо, титул "Хюга (но) Дайдзё" мог принадлежать пятому мастеру Сигэтака (五代重高)49

___________________________
46Цунэиси Хидэаки. Нихонто но кэнкю то кантэй. Синто-хэн [日本刀の研究と鑑定 新刀篇]…, С. 207 – 208.
47Сато Кандзан. Кандзан осигата синто дзитэн [寒山押形新刀辞典]. Словарь Новых мечей с осигата Кандзана. Токио: Оцука когэйся, 1990. Осигата № 256 (на японском языке).
48Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 406.
49Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]…, С. 283.
___________________________

хюга.jpg

Фото. Большой меч (катана) предположительно мастера четвёртого поколения Сигэтака с длиной клинка 699 мм и подписью на лицевой стороне хвостовика: "Хюга (но) Дайдзё Сигэтака"「日向大掾重高」. Рядом иероглифами меньшего размера дописано: "Проживающий в Этидзэн" 「越前住」. Из частной коллекции.

  Основываясь на наиболее заслуживающих доверия трудах историков японского меча о последующих поколениях оружейников Сигэтака, можно лишь сказать, что подписывались они все: "Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住藤原重高」либо " Сигэтака из Этидзэн" 「越前住重高」. Считается, что титулами они не обладали. Тем еще интереснее выглядит обнаруженное автором данной статьи упоминание о Сигэтака в трёхтомнике "Выдающиеся люди Этидзэн"/Этидзэн дзинбуцу-си [越前人物志], опубликованном в 1910 году. Историк-краевед Фукуда Гэндзабуро (福田源三郎/1858 – 1921) из Фукуи в третьем томе своего труда, подготовка и издание которого первоначально планировалась к поездке по Хокурику в 1909 году наследного принца Ёсихито – будущего Императора Тайсё (大正天皇/на престоле с 1912 по 1926 годы), в разделе о кузнецах перечислил наиболее знаковых мастеров-оружейников, среди которых упомянул Сигэтака: "Харима (но) Ками Сигэтака. Сын жителя Сэки по имени Канэтанэ. Став кузнецом, он переехал в Этидзэн и поступил на работу в княжество Фукуи. Это тот самый человек, который в годы Канъэй выступал под именем «потомок Сигэтака»"50. Стоит заметить, что не было выявлено ни одной работы кузнеца династии Сигэтака из Этидзэн, имевшего бы титул "Харима (но) Ками" (播磨守). Упоминание этого титула применительно к мастерам семьи Сигэтака не встречается в источниках по японскому оружейному искусству и потому, выявленное автором данной статьи противоречие может стать темой отдельного углубленного исследования.
 Опираясь на Соран и Мэйкан, можно говорить, что Сигэтака V (五代重高) ковал приблизительно в эру Кёхо (1716 – 1736), его последователь в шестом поколении (六代重高) занимался изготовлением мечей в годы Энкё (1744 – 1748), а принявший семейное дело Сигэтака VII (七代重高) зафиксирован в годы Мэйва (1764 – 1772), Сигэтака VIII (八代重高) – в эру Тэммэй (1781 – 1789). Мастер девятого поколения (九代重高) работал в годы Кансэй (1789 – 1801), десятого (十代重高) – в эру Бунка (1804 – 1818) на фоне провозглашённого кузнецом Суйсинси Масахидэ (川部水心子政秀/1750 – 1825) лозунга о возрождении японского меча "Фуккото" (復交刀).
   Когда-то, в начале XVII века, первый мастер в династии Сигэтака был современником основания третьего сёгуната Японии, а его дальний потомок в одиннадцатом поколении застал в эру Каэй (1848 – 1854) прибытие в страну военных кораблей иностранных держав51 и стал свидетелем начала упадка дома Токугава.

________________________________
50Фукуда Гэндзабуро. Этидзэн дзинбуцу-си [越前人物志]. Выдающиеся люди Этидзэн. Токио: Гёкусэцудо, 1910. Том III. С. 46 (на японском языке).
51Американская флотилия из четырёх кораблей коммодора Мэтью Перри (1794 – 1858) прибыла в Японию в залив Урага в июне 1853 года. Спустя несколько недель в бухте Нагасаки появилась Российская эскадра под командованием вице-адмирала Е.В.Путятина (1803 – 1883).
________________________________


автор статьи.JPG

Алексей Толстых
Историк; искусствовед (специализация: "Японское оружейное и декоративно-прикладное искусство"); аттестованный в 2008 году эксперт по культурным ценностям Минкультуры России по специализации: "Предметы и коллекции холодного оружия (Япония)"; эксперт Национальной ассоциации оружейных экспертов (специализация: "Японское оружейное искусство"), член NTHK (Токио), член NBTHK (Токио).

Email: tolstihA@mail.ru




ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ

Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]. Большое обозрение Новых мечей. Токио: Токэн бидзюцу когэйся, 1976. II тома.
Кавагути Нобору. Токо соран [刀工総覧]. Полный обзор мастеров по изготовлению мечей. Токио:Токэн сюндзю симбунся, переиздание 1999.
Катаока Гинсаку. Нихонто дзуйкан. Синто-хэн [日本刀図鑑 新刀篇]. Некоторые впечатления о японском мече. Книга Новых мечей. Токио: Нихон сясин инсацу, 1977.
Накахара Нобуо. Катана-но кансё (кихон то дзиссэн) [刀の鑑賞(基本と実践)]. Суждения о мечах (основы и практика). Токио: Санкё бидзюцу инсацу, 2006.
Сато Кандзан. Кандзан осигата синто дзитэн [寒山押形新刀辞典]. Словарь Новых мечей с осигата Кандзана. Токио: Оцука когэйся, 1990.
Сато Канъити. Ясуцугу тайкан [康継大鑑]. Большое обозрение Ясуцугу. Токио: Нихон бидзюцу токэн ходзон кёкай, 1960.
Сато Ёсики, Накамия Ёсиро. Нихонто-но хоримоно [日本刀の彫物]. Гравировка японских мечей. Токио: Когэй сюппан, 1970.
Симидзу Тоару. Тосё дзэнсю [刀匠全集]. Полное собрание мастеров по изготовлению мечей. Токио: Бидзюцу курабу, 1963.
Симидзу Таканори. Токэн-но синкэнкю [刀劍之新研究]. Новое исследование мечей. Токио: Тайёдо сётэн, 1939.
Сугиура Ёсиюки. Мино токо мэйкан [美濃刀工銘鑑]. Обозрение подписей мастеров по изготовлению мечей из Мино. Токио: Рибун сюппан, 2008.
Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]. Большое обозрение мастеров по изготовлению мечей. Токио: Когэй сюппан, 1977.
Токуно Кадзуо. Токэн мидокоро кандокоро [刀剣見どころ勘どころ]. Самое важное, что нужно видеть в мечах. Токио: Когэй сюппан, 1994.
Утида Сотэн. Дай Нихон токэн синко [大日本刀剣新考]. Переосмысление мечей Великой Японии. Осака: Окамото игёкан, 1939.
Утида Сотэн. Нихонто цукан [日本刀通観]. Общий обзор японских мечей. Осака: Окамото игёкан, 1940.
Фудзисиро Ёсио. Синто-сю (хамон то мэйдзи)[新刀集 (刃文と銘字)]. Собрание Новых мечей (закалка и иероглифы подписей). Токио:Токэн Сибата, 1971.
Фудзисиро Ёсио. Фудзисиро Мацуо. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн. [日本刀工辞典 新刀篇]. Словарь японских кузнецов. Книга Новых мечей. Токио: Фудзисиро сётэн, 1972.  
Фукунага Суйкэн. Кубигири Асауэмон токэн осигата [首斬り山田浅右衛門刀剣押形]. Оттиски мечей Асауэмона, отрубающего головы. Токио: Юдзанкаку, 1970. II тома.
Фукуда Гэндзабуро. Этидзэн дзинбуцу-си [越前人物志]. Выдающиеся люди Этидзэн. Токио: Гёкусэцудо, 1910. III тома.
Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей японских мечей. Токио: Юдзанкаку, переиздание 2000.
Хонъами Косон. Нихонто-но окитэ то токутё [日本刀の掟と特徴]. Установления (законы) и особенности японских мечей. Токио: Нихонто кэнкю-кай, 1955.
Хонъами Кохаку. Нихонто кантэй хо [日本刀鑑定法]. Правила экспертной оценки японских мечей. Токио: Юдзанкаку, 1973. II тома.
Цунэиси Хидэаки. Нихонто но кэнкю то кантэй. Синто-хэн [日本刀の研究と鑑定 新刀篇]. Исследование и экспертная оценка японских мечей. Токио: Кинъэнся, 1980. II тома.
Ямада Асауэмон. Кокон кадзи бико [古今鍛冶備考]. Заметки о кузнецах всех времён. Токио: Сёундо, переиздание 1900. VII томов.
Нихонто. Гэндзон-но юхин [日本刀 現存の優品]. Ежемесячное издание "Японский меч. Выдающиеся произведения современности". Токио: Токэн Сибата, 2011. № 72.
Нэмпо Фукуи сирицу кёдо рэкиси хакубуцукан [年報 福井市立郷土歴史博物館]. Ежегодник Городского историко-краеведческого музея Фукуи. 2005.
Рэй [麗]. Ежемесячное издание "Восхищение". Токио: Токэн Сибата, 1977. № 143.
Токэн то рэкиси [刀剣と歴史]. Ежемесячное издание "Меч и история". Токио: Нихон токэн ходзон кай, 2014. № 714.







Популярные статьи

Подпишитесь на рассылку

Мы отправляем один раз в месяц новые поступления

Позвонить
Написать