"Японские кузнецы Этидзэн Сигэтака". Часть 1.

Статья опубликована в каталоге-справочнике "КЛИНОК" №38/октябрь 2020 года.

     Автор статьи  Алексей Толстых  

 Японские оружейники Сигэтака из земель Этидзэн известны начиная с правления первых сёгунов дома Токугава1 и вплоть до заката правящей династии в XIX столетии. К сожалению, упоминания о них в японских источниках не многочисленны, а в англоязычной литературе единичны. Коллекционеры и ценители восточного искусства, в частности, в России, нередко встречаются с произведениями упомянутых кузнецов и при наличии большого объёма общих сведений о японском оружии, сталкиваются с отсутствием данных конкретно об этих мастерах. Данная статья о Сигэтака подготовлена по итогам анализа обширного теоретического материала и многолетней практической экспертной работы. Собранная и изложенная в статье информация позволит заинтересованным русскоязычным читателям еще раз обратиться к страницам истории через два с половиной века летописи одиннадцати кузнечных поколений Сигэтака и почерпнуть сведения, ранее не публиковавшиеся.        С противостоянием "Восточной" армии Хосокава Кацумото (細川勝元/1430 – 1473) 2 и "Западных" войск Ямана Мотитоё (山名持豊/1404 – 1473) 3 , ознаменовавшим начало "Смуты годов Онин" (1467 – 1477 гг.)/Онин но ран (応仁の乱), Япония вступила в длительную и кровопролитную эпоху "Воюющих провинций"/Сэнгоку-дзидай (戦国時代), окончанием которой стало изгнание из Киото последнего сёгуна Асикага в 1573 году 4 . Война Хосокава и Ямана, разорившая столицу и её окрестности, расшатала сёгунат Асикага, который отныне был не способен влиять на состояние дел в провинциях, где шла междуусобная борьба усилившихся местных феодалов/сэнгоку-даймё (戦国大名), враждовавших между собой за лидерство и контроль над территориями. Это было время, когда высокий спрос противоборствующих сторон на оружие обеспечивали кузнечные мастера из Сэки в провинции Мино (関美濃国) и Осафунэ в землях Бидзэн (長船備前国). Во второй половине периода Муромати (室町時代/1392 – 1573) это были самые крупные центры в Японии по изготовлению оружия, где, по словам Сугиура Ёсиюки (杉浦良幸/1941 – …), использовалась артельная форма производства мечей5 . 

_________________________________

1Основателем династии стал Токугава Иэясу (徳川家康/1543 – 1616), передавший пост сёгуна в 1603 году своему третьему сыну Хидэтада (徳川秀忠/1579 – 1632). Дом Токугава пал в ходе революционных событий 1868 года при пятнадцатом сёгуне Токугава Ёсинобу (徳川慶喜/1837 – 1913).

2Глава влиятельного дома Хосокава, выступивший в поддержку Асикага Ёсими (足利義視/1439 – 1491) как легитимного преемника сёгуна Асикага Ёсимаса (足利义政/1436 – 1490).
3Глава дома Ямана, поддержавший Асикага Ёсихиса (足利義尚/1465 – 1489 гг.) в претензии на титул сёгуна.
4В отдельных исторических трудах окончание периода "Воюющих провинций" датируется 1590 годом (объединение Японии Тоётоми Хидэёси после поражения дома Го-Ходзё) либо 1600 годом (поражение "Западной" армии Тоётоми от "Восточной" армии Токугава).
5Сугиура Ёсиюки. Мино токо мэйкан [美濃刀工銘鑑]. Обозрение подписей мастеров по изготовлению мечей из Мино. Токио: Рибун сюппан, 2008. С. 8 (на японском языке).
_________________________________

  Разрушительное природное бедствие в провинции Бидзэн в 1590 году, описанное доктором Фукунага Кацуми (福永勝美/1914 – ..), как "…великое наводнение, обрушившееся на Осафунэ пятнадцатого августа восемнадцатого года эры Тэнсё"6, нанесло серьёзный удар по кузнечному делу в этой области. В то же время, внутриполитические и экономические изменения в жизни страны, способствовали сокращению профессиональных кузнечных объединений в провинции Мино. Оружейники, которых принято именовать собирательным термином – "Кузнецы позднего Сэки"/Суэ-Сэки кадзи (末関鍛冶), стали переезжать из родных краёв в другие регионы Японии, находя покровительство у знатных самурайских домов. Подобная миграция привела в итоге к появлению в разных уголках страны многочисленных кузнечных школ, имевших своими истоками оружейное дело Мино. Географию расселения уроженцев Мино демонстрирует одна из групп кузнецов, именовавшихся Канэнори (兼則). Эта семейная линия оборвалась в Сэки с отъездом её представителей в земли Овари (尾張国), Сэтцу (摂津国), Синано (信濃国), Этиго (越後国) и Этидзэн (越前国).
  Первый оружейник в Этидзэн по имени Сигэтака (越前重高初代) был последователем одного из кузнецов Канэнори (兼則). Считается, что он стал его учеником переехав в Мино из родного края Иида, что в южной части провинции Синано (飯田信濃国). "Затем вслед за Канэнори он перебрался в Этидзэн, где получил титул «Харима (но) Дайдзё» и стал подписываться как «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака»"7. Относительно времени переезда Сигэтака в Этидзэн известный эксперт и историк японских мечей Токуно Кадзуо (得能一男/1933 – 2002) пишет следующее: "В Сэки Сигэтака присоединился к Канэнори, за которым, приблизительно в годы Тэнсё (1573 – 1592), проследовал в Этидзэн"8.
  О Канэнори (兼則) в Этидзэн в японских источниках первые упоминания встречаются применительно ко времени Тэнсё (1573 – 1592). Это был Канэнори (兼則) из кузнечной школы "Позднего Сэки"/Суэ-Сэки (末関一門), течения Санъами (三阿弥). Судя по его подписи, пример которой предоставляют авторитетные исследования таких авторов как Кавагути Нобору (川口陟/1883 – 1964) и Хомма (Кундзан) Дзюндзи (本間順治/1904 – 1991): "Канэнори из Итидзёдани в Этидзэн"/Этидзэн Итидзёдани-дзю Канэнори 「越前一乗谷住兼則」9, этот мастер во второй половине XVI века находился  в  одном  из крупных призамковых городов, куда под патронаж влиятельного дома Асакура (朝倉氏), отовсюду стекались ремесленники и люди искусства. Там же до него в годы Тэмбун (1532 – 1555) обосновался кузнец другой ветви Канэнори (兼法) из Сэки, который ковал для князя/даймё (大名) Асакура Такакагэ (朝倉孝景/1493 – 1548). В 1573 году Итидзёдани (一乗谷) – оплот самураев Асакура пал под ударами армии Ода Нобунага (織田信長/1534 – 1582)9.1. Неизвестно как оружейники Канэнори пережили те события, связанные с полным уничтожением рода Асакура, но судя по подписям на мечах, представители обоих ветвей Канэнори (兼則・兼法) успешно занимались кузнечным делом спустя два с лишним десятка лет в годы Кэйтё (1596 – 1615) и позже в XVII веке. Один из Канэнори (兼則) даже стал участником судьбаносного для Японии сражения при Сэкигахара (関ケ原合戦) в 1600 году, о чём оставил соответствующую подпись на мече: "Изготовил Канэнори из земель Этидзэн на боевых позициях при Сэкигахара"/Этидзэн (но) куни Канэнори Сэкигахара годзин цукуру 「越前国兼則関ヶ原御陣作」10. А что касается Сигэтака, переехавшего со своим учителем Канэнори, то его следы в Этидзэн обнаруживаются в начале XVII столетия. В оружейной литературе первой половины XX века такие крупные специалисты как Утида Сотэн (内田疎天/1881 – 1952), Кавагути Нобору (川口陟/1883 – 1964), Симидзу Таканори (清水孝教/1879 – 1965), Хонъами Косон (本阿弥光遜/1879 – 1955), Фудзисиро Ёсио (藤代義雄/1902 – 1945) писали о деятельности Харима (но) Дайдзё Сигэтака в провинции Этидзэн начиная с эры Канъэй (1624 – 1644). Однако, Хомма Дзюндзи (本間順治/1904 – 1991) в описании Сигэтака I-го (重高初代) приводит первые известные датировки его работ вторым и шестым годами эры Гэнва (1616, 1620) и далее тринадцатым годом Канъэй (1636)11. Приблизительно эрой Гэнва (1615 – 1624) датирует первые изделия Сигэтака и Иимура Ёсиаки (飯村嘉章/1902 – 1995) в своей двухтомной работе о "Новых мечах"12.
  Образованное в начале XVII века в Этидзэн княжество с центром в Фукуи/Фукуи-хан (福井藩) возглавил Юки Хидэясу (結城秀康/1574 – 1607)13, который благоволил кузнечному ремеслу. В 1600 году для него ковал мечи переехавший в Этидзэн мастер Фудзивара Симодзака (藤原下坂), впоследствии ставший известным как Ясуцугу (康継) – личный кузнец сёгуна Токугава Иэясу (徳川家康/1543 – 1616).  Хидэясу  установил  40 коку рисом14  в качестве его жалования в княжестве Фукуи15
______________________________
6Токэн то рэкиси [刀剣と歴史].Ежемесячное издание "Меч и история". Токио: Нихон токэн ходзон кай, 2014. № 714. С. 40 (на японском языке).
7Цунэиси Хидэаки. Нихонто но кэнкю то кантэй. Синто-хэн [日本刀の研究と鑑定 新刀篇]. Исследование и экспертная оценка японских мечей. Токио: Кинъэнся, 1980. Том II. С. 207 (на японском языке).
8Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]. Большое обозрение мастеров по изготовлению мечей. Токио: Когэй сюппан, 1977. С. 283 (на японском языке).
9Кавагути Нобору. Токо соран [刀工総覧]. Полный обзор мастеров по изготовлению мечей. Токио:Токэн сюндзю симбунся, переиздание 1999. С. 90 (на японском языке).
Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей японских мечей. Токио: Юдзанкаку, переиздание 2000. С. 170 (на японском языке).
9.1Знаменитый японский полководец и политический лидер, предпринявший попытку объединения Японии под своим началом. Погиб в 1582 году в храме Хоннодзи в результате предательства одного из своих вассалов Акэти Мицухидэ.
10Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей японских мечей. Токио: Юдзанкаку, переиздание 2000. С. 172 (на японском языке).
11Там же. С. 406.
12Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]. Большое обозрение Новых мечей. Токио: Токэн бидзюцу когэйся, 1976. Том I. С. 326 (на японском языке).
13Второй сын Токугава Иэясу (徳川家康/1543 – 1616) – первого сёгуна династии Токугава. Он был отдан на усыновление Тоётоми Хидэёси (豊臣秀吉/1536 – 1598). Затем Хидэясу был принят в знатный дом Юки, а позже принял фамильное имя Мацудайра. Потомки Хидэясу под фамилией Мацудайра находились во главе феодального владения в Этидзэн вплоть до конца XIX столетия.
14Коку (石) – мера ёмкости, равная 180,391 литрам. Традиционно эту меру объёма использовали при измерении урожая с полей, где выращивался рис – основной зерновой продукт японцев. 1 коку рисом весил около 150 кг. В период феодальной Японии жалование служащих исчислялось в коку рисом. Считалось, что 1 коку рисом было достаточно для двухразового питания в день одного взрослого человека в течение года. Даймё Юки Хидэясу в Этидзэн имел доход в 670 000 коку.
15Сато Канъити. Ясуцугу тайкан [康継大鑑]. Большое обозрение Ясуцугу. Токио: Нихон бидзюцу токэн ходзон кёкай, 1960. С. 16 (на японском языке).
_______________________________

замок Фукуи.jpg

Фото. Замок Фукуи. Фото эпохи Мэйдзи (1868-1912).
Мемориальная библиотека князя Мацудайра Сюнгаку (Сюнгаку-ко кинэн бунко/福井市春嶽公記念文庫), город Фукуи.

 В XVII веке провинция Этидзэн наряду с Эдо, Киото, Осака и землями Хидзэн, стала одним из основных оружейных центров страны. Всего до XX века в Этидзэн зафиксированы имена 388 кузнечных мастеров, из которых 234 работало в период Эдо (1603 – 1867)16. Среди них были упомянутый выше Ясуцугу (康継) и его ученики, в частости, Садацугу из Тоёхара в Этидзэн (豊原住貞次), а также Садакуни (貞国), Канэтанэ (兼植), Хиротака (汎隆), Масанори (正則), Куницугу (国次), Куникиё (国清) и в их числе – Сигэтака (重高). Если проследить биографию этих мастеров, то окажется, что все они были в Этидзэн людьми пришлыми, перебравшимися из других регионов Японии (провинции Мино, Синано, Оми, Ямасиро). Неизвестно когда именно Сигэтака I-й получил в Этидзэн титул "Харима (но) Дайдзё" 「播磨大掾」, но первые известные подписи мастера уже содержат его. На больших мечах/катана (刀) и древковых орудиях/яри (槍), нагината (薙刀) он преимущественно подписывался как: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」, на коротких/танто, вакидзаси (短刀・脇指), как правило, с лицевой стороны хвостовика: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「播磨大掾藤原重高」, а с оборота наносил три иероглифа – "Провинция Этидзэн" 「越前国」либо "Проживающий в Этидзэн" 「越前住」. 
  Мечи Сигэтака отличаются строгой формой с присущим изделиям региона Хокурику (北陸)17 небольшим изгибом/сори асай (反り浅い) и как-бы "приподнятой" на поверхности клинка древесной текстурой ковки/китаэ итамэ хада-тати (鍛え板目肌立ち). В  металле  присутствует черный оттенок/дзиганэ куродзуму (地金黒ずむ), характерный для кузнечных работ западных провинций. Закалка по большей части в преобладании волнообразного/хамон нотарэ (刃紋湾れ) и беспорядочного волнообразного узора/хамон гономэ мидарэ-ха (刃紋互の目乱れ刃). Некоторые клинки имеют гвоздичную/хамон тёдзи (刃紋丁子), либо   прямую закалку с небольшими хаотичными колебаниями/хамон сугу ко-мидарэ-ха (刃紋直ぐ小乱れ刃). У кузнеца много коротких мечей вакидзаси (脇指), а среди полноразмерных катана (刀) встречаются такие, которые имеют длину клинка более одного метра. Выкованное им оружие в целом соответствовало своему времени и имело общие черты с другими работами из Этидзэн, в частности, авторства Ясуцугу I-го (初代康継), Хюга (но) Дайдзё Садацугу (日向大掾貞次) и Хиго (но) Дайдзё Садакуни (肥後大掾貞国). В некоторых мечах есть что-то, напоминающее стиль Сосю Садамунэ (相州貞宗) XIV века. Один из таких примеров – вакидзаси Сигэтака I-го экспонируется в Британском музее (The British Museum). Известны совместные произведения/гассаку (合作) Сигэтака I-го с кузнецами Этидзэн. Иимура Ёсиаки (飯村嘉章/1902 – 1995) опубликован катана с длиной клинка 694 мм, выкованный Сигэтака I-м (初代重高) вместе с Ивами (но) Ками Фудзивара Нобуёри первого поколения (初代石見守藤原信仍)18. Автор данной статьи встречал два широких коротких меча, изготовленные Сигэтака I-м совместно с кузнецом Этидзэн Канэтанэ (兼植).

_____________________________________________

16Хомма Кундзан. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 1406.
17Территория на северо-западном побережье Хонсю – центрального острова японского архипелага, на которой исторически располагались следующие провинции: Вакаса, Этидзэн, Кага, Эттю, Ното, Этиго и Садо.
18Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 327.
_____________________________________________

карта.jpg

Карта. Территории японских провинций Мусаси, Синано, Мино и Этидзэн в период XVII века.
Генеалогия кузнечной династии Сигэтака.

первый.jpg

Фото. Большой меч (катана) Сигэтака I, рисунок-оттиск/осигата которого опубликован Иимура Ёсиаки на странице 326 первого тома Синто тайкан [新刀大鑑] "Большое обозрение Новых мечей" 1976 года с датировкой эрой Гэнва (1615 – 1624). Он же в работе Нихонто дзуйкан [日本刀随感 新刀編] "Некоторые впечатления о японском мече. Книга Новых мечей" 1977 года на странице 708 назван Катаока Гинсаку мечом времени Канъэй (1624 – 1644). Катана с длиной клинка около 730 мм имеет подпись с лицевой стороны: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」.

перрр.jpg

Фото. Короткий меч (вакидзаси) Сигэтака I с длиной клинка 537 мм и подписью на лицевой стороне хвостовика: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「播磨大掾藤原重高」, а на обороте: "Проживающий в Этидзэн" 「越前住」. Эра Канъэй (1624 – 1644). Сертификат "Оберегаемого меча" (Ходзон токэн кантэйсё). Из частной коллекции.

 пппп.jpg

Фото. Большой меч (катана) Сигэтака I с длиной клинка 630 мм и подписью на лицевой стороне хвостовика: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「播磨大掾藤原重高」, на обороте: "Проживающий в Этидзэн" 「越前住」. Эра Канъэй (1624 – 1644). Сертификат "Особо ценного меча" (Токубэцу китё токэн нинтэйсё). Оправа с ножнами, покрытыми лаком с золотом (кин насидзи нуридзая утигатана косираэ). Из частной коллекции. Опубликован на страницах 22, 23, 24 ежемесячного издания "Японский меч. Выдающиеся произведения современности"/Нихонто. Гэндзон-но юхин [日本刀 現存の優品], № 72, 2011 год.

  На клинках многих мечей Сигэтака можно видеть художественную резьбу/хоримоно (彫物). Пример такой гравировки, названной искусствоведом Симидзу Тоару (清水澄/1894 – 1980) весьма искусной19, продемонстрирован на двух коротких мечах Сигэтака, опубликованных в "Большом обозрении Ясуцугу"/Ясуцугу тайкан [康継大鑑]20. На одной из работ Сигэтака I, показанной в книге "Собрание Новых мечей (закалка и иероглифы подписей)"/Синто-сю (хамон то мэйдзи) [新刀集 刃文と銘字], на хвостовике рядом с именем кузнеца параллельно присутствует подпись автора гравировки: "Резьба Кинай Тисо, проживающего в тех же землях"/Дококу-дзю хоримоно Кинай Тисо「同国住彫物木内知相」21. Из описания следует, что на клинке плоской конструкции/хира-дзукури (平造り) с одной стороны находится  изображение дракона, обвившего прямой меч/кэн маки рю (剣巻龍), а с другой – две палочки/гомобаси (護摩箸), традиционно использующиеся при ритуале возжигания священного огня.
 Художественную резьбу на клинках из этой провинции можно разделить на гравировку непосредственно самих кузнецов мечей/дзисин-бори (自身彫) и на работы, выполненные привлеченными мастерами-резчиками по металлу школы Такахаси Кинай (髙橋記内一派) из Фукуи, чей стиль стал широко известен как "Резьба Кинай"/Кинай-бори (記内彫) или "Резьба Этидзэн"/Этидзэн-бори (越前彫)22. Особенностью "Резьбы Этидзэн" является сочетание жесткости и силы в движении резца и крупные изображения на клинке23.
_______________________________
19Симидзу Тоару. Тосё дзэнсю [刀匠全集]. Полное собрание мастеров по изготовлению мечей. Токио: Бидзюцу курабу, 1963. С. 48 (на японском языке).
20Сато Канъити. Ясуцугу тайкан [康継大鑑]…, С. 327.
21Фудзисиро Ёсио. Синто-сю (хамон то мэйдзи).[新刀集 (刃文と銘字)]. Собрание Новых мечей (закалка и иероглифы подписей). Токио:Токэн Сибата, 1971. С.137 (на японском языке).
22Представители династии Такахаси, именовавшиеся мастерами Кинай (記内/в ином начертании – 木内, 喜内), работали в Этидзэн на протяжении семи поколений с начала XVII века по XIX столетие. Известны их гравировки на клинках мастеров Этидзэн (Ясуцугу, Канэтанэ, Сигэтака и др.) и элементы оправы японского меча, изготовленные из металла (цуба и пр.).
23Сато Ёсики, Накамия Ёсиро. Нихонто-но хоримоно [日本刀の彫物]. Гравировка японских мечей. Токио: Когэй сюппан, 1970. С. 243 (на японском языке).
_______________________________

 хори.jpg 

Фото. Короткий меч (танто) Сигэтака I с длиной клинка 314 мм и подписью с лицевой стороны: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака" 「播磨大掾藤原重高」, а с оборота: "Провинция Этидзэн"「越前国」. Клинок украшен художественной резьбой с изображением дракона, обвившего меч (курикара). Хранится в Токийском национальном музее (Токё кокурицу хакубуцукан/東京国立博物館). Опубликован на странице 327 "Большого обозрения Ясуцугу"/Ясуцугу тайкан [康継大鑑] 1960 года.

Анализируя историческую ретроспективу кузнечного дела в Этидзэн, Хонъами Кохаку (本阿弥光傳/1921 – 1979), рассматривая японский меч как произведение искусства, критически отозвался о Сигэтака: "…как мечи утилитарные они вполне имеют право на жизнь, однако эстетического начала им недостаёт"24. Однако во многом благодаря практическим свойствам клинки Сигэтака были оценены профессиональными испытателями сёгуната из дома Ямада (山田家) как "Вадзамоно" (業物), то есть обладающие режущими способностями, что впервые было отражено в письменном труде 1797 года под названием "Оценка мечей в особых условиях"/Кайхо кэндзяку [懐宝剣尺]. "Список Вадзамоно, составленный семейством Ямада на основании опыта нескольких поколений, имеет большую ценность и в настоящее время. Подтверждённые данные, содержащиеся в этой книге, перепечатываются даже в настольных книгах для начинающих любителей. Классификация мечей по четырём категориям:  Сайдзё  о-вадзамоно,  О-вадзамоно, Ёки-вадзамоно и Вадзамоно, – является основой для оценки Новых мечей, начиная с эры Кэйтё"25. Спустя двадцать три года свет увидела новая работа под авторством Ямада Асауэмона пятого поколения  (五代山田浅右衛門) "Заметки о кузнецах всех времён"/Кокон кадзи бико [古今鍛冶備考], материалы для которой были получены от разных оружейных специалистов, в том числе от знаменитого кузнеца Кавабэ Суйсинси Масахидэ (川部水心子政秀/1750 – 1825). В этой книге и её расширенном переиздании 1830 года Сигэтака из Этидзэн годов Канъэй также указан как кузнец "Вадзамоно" (業物)26. На закате эпохи Токугава в княжествах Мито и Овари проводились повторные независимые пробы мечей, но их результаты не смогли опровергнуть безупречность сделанных Ямада выводов. В численном соотношении таких тестов было ничтожно мало и недостаточно чтобы пересмотреть авторитетное мнение специалистов-испытателей, занимавшихся рубкой профессионально на протяжении нескольких поколений.
______________________________________
24Хонъами Кохаку. Нихонто кантэй хо [日本刀鑑定法]. Правила экспертной оценки японских мечей. Токио: Юдзанкаку, 1973. Том II. С. 128 (на японском языке).
25Фукунага Суйкэн. Кубигири Асауэмон токэн осигата [首斬り山田浅右衛門刀剣押形]. Оттиски мечей Асауэмона, отрубающего головы. Токио: Юдзанкаку, 1970. Том II. С. 118 (на японском языке).
26Ямада Асауэмон. Кокон кадзи бико [古今鍛冶備考]. Заметки о кузнецах всех времён. Токио: Сёундо, переиздание 1900. Том IV (в переплёте фукуротодзи). С. 31 (на японском языке).
______________________________________

Подобно мастеру Ясуцугу, ковавшему клинки как в Этидзэн, так и в столице, Сигэтака первого поколения помимо Этидзэн изготавливал мечи в Эдо. Как пишет Накахара Нобуо (中原信夫/1951 – наши дни) эра Канъэй стала временем, когда усилился приток кузнецов в такие крупные центры страны, как Осака и Эдо27. Аналогично работал преемник мастера, ставший вторым поколением Сигэтака (二代重高) и имевший такой же титул "Харима (но) Дайдзё" (播磨大掾). О том, когда скончался представитель первого поколения, достоверных сведений нет. Сигэтака II обучался уже не у своего предшественника, а у мастера Канэтанэ (兼植)28. Относительно времени работы Сигэтака второго поколения японские источники дают довольно большой и противоречивый разброс. В первом и втором томах "Большого обозрения Новых мечей"/Синто тайкан [新刀大鑑] автор демонстрирует один и тот же катана с длиной клинка 687 мм и подписью "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн"「越前住播磨大掾藤原重高」, который называет оружейным произведением второго мастера Сигэтака годов Канъэй 29. В описании сказано, что изделие имеет древесную корпусную текстуру металла/дзиганэ итамэ-хада дзангури (地金板目肌ざんぐり) и прямые волокна в зоне между обухом и ребром клинка/синоги-дзи масамэ-хада (鎬地柾目肌), закалка показывает узор из больших волнообразных колебаний в комбинации с более мелкими/хамон обури-но гономэ-мидарэ ни ко-гономэ (刃紋大振の互の目乱れに小互の目). В "Большом обозрении мастеров по изготовлению мечей"/Токо тайкан [刀工大鑑] отражено, что Сигэтака II "…принадлежал к школе Дохон Канэтанэ и делал мечи с эры Гэнва по годы Канъэй"30. Однако, в таких важных источниках, как "Полный обзор мастеров по изготовлению мечей"/Токо соран [刀工総覧] (далее – Соран) и "Обозрение подписей японских мечей"/Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑] (далее – Мэйкан) говорится, что Сигэтака II ковал мечи в эру Камбун (1661 – 1673)31. В Мэйкан дано уточнение о подтверждённых датировках работ Сигэтака II, это 1661, 1665, 1668 годы, а также 1702 год. В некоторых других исследованиях по истории японского меча, содержащих упоминания о Сигэтака II, в частности, таких специалистов, как Фудзисиро Ёсио (藤代義雄/1902 – 1945) и Катаока Гинсаку (片岡銀作/1911 – …), творческий период второго поколения отнесён к эпохе Камбун. Здесь необходимо уточнить, что говоря о временном отрезке, в течение которого работал кузнечный мастер (к  примеру  –  эра  Камбун), подразумевается приблизительный срок профессиональной активности оружейника, который может включать годы до и после очерченного времени. Безусловно, существуют примеры кузнецов, занимавшихся кузнечным делом длительный период времени. Хасимото Тадахиро II (二代橋本忠廣/1614 – 1693) из Хидзэн прожил долгую жизнь и оставил примеры мечей разных эпох от начала 30-х годов до конца XVII века. Но возвращаясь к Сигэтака, время с 20-х по 60/70-е годы XVII столетия для Сигэтака II представляется всё-таки чрезмерно большим творческим периодом, и версия с Камбун, учитывая отличительные особенности произведений мастера, видится более предпочтительной.

_________________________________
27Накахара Нобуо. Катана-но кансё (кихон то дзиссэн) [刀の鑑賞(基本と実践)]. Суждения о мечах (основы и практика). Токио: Санкё бидзюцу инсацу, 2006. С. 39 (на японском зяыке).
28Династия Канэтанэ насчитывает четыре поколения мастеров, первый из которых переехал из Мино в Итидзёдани в Этидзэн в конце XVI века. Последний оружейник Канэтанэ ковал мечи в Этидзэн на рубеже XVII – XVIII веков. Канэтанэ относят к группе кузнецов, собирательно называемых "Этидзэн-Сэки".
29Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, Том I. С. 329. Том II. С. 243 .
30Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]…, С. 283.
31Кавагути Нобору. Токо соран [刀工総覧]…, С. 252.
   Хомма Кундзан. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 406.
________________________________       

Подобные разночтения в литературе по японским мечам иногда встречаются и применительно к другим кузнечным мастерам. Поэтому тем, кто относит кузнечные работы без датирующей подписи  к определённому периоду времени на основании анализа одного либо двух письменных источников (справочники, каталоги и словари кузнецов с уточнениями времени их деятельности), необходимо быть предельно внимательными. Особенно это актуально при использовании старых сборников и рукописей (до XX века), изобилующих неточностями, допущенными в период, когда экспертное мнение в Японии не опротестовывалось и априори считалось верным. 
Фудзисиро Ёсио, причисляя кузнецов первого и второго поколений Сигэтака к "Уровню работы выше среднего"/тюдзё-саку (中上作), отмечал сходство стиля Сигэтака II больше с манерой работы таких кузнецов, как Ясуцугу третьего и четвёртого поколений (ковали в 60-е – 80-е годы XVII века), чем с творческим почерком первого мастера Сигэтака32. Оружейник изготовил достаточно много мечей и древковых орудий (яри, нагината). Большинство дошедших до наших дней изделий с подписью Сигэтака относится к авторству именно второго поколения. Его клинки имеют величественную   форму/госона сугата (豪壮な姿), древесную текстуру ковки/китаэ итамэ-хада (鍛え板目肌) с примесью прямослойных волокон/вадзука масамэ-хада (僅かに柾目肌). Согласно Сибата Мицуо (柴田光男/1923 – 2006) такое сочетание узора на поверхности стали является типичным для Новых мечей из Этидзэн/дайхётэкина Этидзэн синто дзи-хада (代表的な越前新刀地肌)33. И действительно это можно наблюдать, к примеру, в работах кузнеца Хокки (но) Ками Фудзивара Хиротака из Этидзэн (伯耆守藤原汎隆), который работал вместе с Сигэтака, что подтверждено подписями, и стиль которого довольно близок к Сигэтака. Закалка у Сигэтака встречается разная, в  том числе  прямая/хамон сугу-ха (刃紋直刃),  но  в  большинстве случаев  наблюдается волнообразный узор с беспорядочными колебаниями/хамон гономэ-мидарэ (刃紋互の目乱れ), а где-то и в смеси гвоздичного узора/тёдзи мадзиру (丁子交じる). Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга/боси ко-мару (鋩子小丸). Автор данной статьи, интересовавшийся творчеством кузнецов Канэмото (兼元), обнаружил известный всем почерк "поздних Канэмото" в виде закалки остроконечных пиков, выстроившихся в ряд криптомерий/хамон самбонсуги (刃紋三本杉), в работах некоторых оружейников Этидзэн, в том числе, принадлежавших авторству Сигэтака.

______________________________
32Фудзисиро Ёсио. Фудзисиро Мацуо. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн. [日本刀工辞典 新刀篇]. Словарь японских кузнецов. Книга Новых мечей. Токио: Фудзисиро сётэн, 1972. С. 426-427 (на японском языке).
Оценочная система Фудзисиро предполагает следующие классы (по мере снижения).1."Самый высокий (исключительный) уровень работы"/Сайдзё-саку.  2."Высочайший уровень"/Дзёдзё-саку. 3."Высокий уровень"/Дзё-саку.  4."Уровень выше среднего"/Тюдзё-саку.  5."Средний уровень"/Тю-саку.
33Рэй [麗]. Ежемесячное издание "Восхищение". Токио: Токэн Сибата, 1977. № 143. С. 22 (на японском языке).
______________________________

22.jpg

Фото. Большой меч (катана) Сигэтака II с длиной клинка 865 мм и подписью: "Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн" 「越前住播磨大掾藤原重高」. Эра Камбун (1661 – 1673). Экспертная запись на ножнах/кантэй саягаки Сато Кандзан. Опубликован на странице 22 ежемесячного издания о японских мечах "Восхищение"/Рэй [麗] № 143 1977 года.

Конец первой части

Популярные статьи

Подпишитесь на рассылку

Мы отправляем один раз в месяц новые поступления

Позвонить
Написать